в Италии

В это время в Италии за «патриархальным полуфеодальным фасадом» (хозяин дарит арендатору подарки, одалживает ему инструменты, следит за событиями его личной и семейной жизни) фактически скрыта жестокая, уже капиталистическая эксплуатация, «может быть, не более легкая, чем во времена господства феодализма».

В первой половине XV века новеллист из Сиены Джентиле Сермини писал о крестьянах-пастухах: «Хотя глазу они казались животными разумными, но заслуживали названия диких животных из-за своих занятий, грязных, грубых и материальных, деревенщин, мужиков, неучей, неблагодарных, не имеющих никаких человеческих чувств и благородства». Один из них, Ронконе, говорит другому (Пьедже) о своих взаимоотношениях с владельцем земли, на которой он сидит испольщиком: «Посмотри на мою жену, перебирающую шерсть, которая так спутана, что мне не останется и малой части ее, посмотри на моих ребят, совсем раздетых и разутых, а владелец все же требует половину всего: сыра, яиц, фруктов, овощей, льна, шафрана. Все надо делить пополам. А я падаю от усталости, добывая и обрабатывая его половину всего, так же как и мою… Я подыхаю от усталости, весь год обрабатывая его участок, а он пальцем о палец не ударяет, а сидит целыми днями и играет, а меня жалеет не больше, чем собаку!»

В этих горьких словах скрыты не только привычные жалобы на тяжесть существования, но и нечто новое — зарождающийся протест. В средние века «вздохи угнетенной твари», по словам К Маркса, гасились утешающими словами церковников, указывающих на извечность такого состояния и его освященность Богом. Но в эпоху Возрождения церковь утратила монополию в духовной жизни, и недовольство трудящихся своим положением начало нарастать лавинообразно, выливаясь в формы то еретических движений, то бегства и бродяжничества, то открытых восстаний.

Категория: Новости
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии к данной записи закрыты.

Такое вот кино в наших новостях