Правда

Правда, то были рабочие, пролетарские массы; своего непосредственного врага они видели не в самодержавии, а в фабриканте, предпринимателе; орудием их борьбы была стачка — все моменты, которые могли бы заставить враждебно насторожиться имущие слои общества. Но специфические условия развития этого общества в России, которые приходилось уже не раз подчеркивать, существенно ослабляли естественное отталкивание его от целей, форм и методов рабочего движения.

До самой второй половины 90-х годов главными носителями русского либерализма, окрасившегося к этому времени в «народнические» цвета, были известные помещичьи круги (главным образом, «оскудевшей» в сельскохозяйственном отношении центральной полосы России) и связанная с земствами интеллигенция. Для этих кругов сам тот факт, что центр тяжести революционных настроений и деятельности революционных организаций стал перемещаться из деревни в город и что носителем массовых движений оказалось не крестьянство, а промышленный пролетариат, имел успокаивающее и ободряющее значение. Но стачки 96-7 г. дали толчок оформлению и росту либерально-конституционных настроений и в среде крупной русской буржуазии, особенно как раз в среде магнатов текстильной промышленности, бывшей главной ареной этих стачек именно с этого времени Москва, центр текстильного района России, становится и центром своеобразного «купеческого» либерализма.

Это парадоксальное, на первый взгляд, явление имеет свое объяснение в том, что и сами стачки, так легко перешагнувшие через полицейские рогатки, и уступки, сделанные под их давлением рабочим (сокращение рабочего дня, расширение фабричной инспекции и т. п.), были для буржуазии свидетельством внутренней слабости самодержавного режима и невозможности рассчитывать на его способность чисто полицейскими мерами ограждать ее интересы. Более того, растерянность правительства перед стойкостью забастовщиков и попытки заигрывания с рабочими («правительству одинаково дороги дела фабрикантов и дела рабочих») вызвали у буржуазии подозрение, что в критические моменты самодержавие будет не прочь пускать на смену легенде о «крестьянском» царе, легенду о царе «рабочем» и идти навстречу экономическим требованиям рабочих, чтобы сделать рабочее движение таким же тараном против политических притязаний буржуазии.

Категория: Новости
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии к данной записи закрыты.

Такое вот кино в наших новостях