Новые идеалы

Новые идеалы, исподволь проникшие в культуру средневековья, неизбежно вступали в противоречие с церковными догмами. Церковь по-прежнему могла отправить инакомыслящего на костер, но она теряла свои силы и выпады против нее уже не сопровождались столь же неотвратимым, как прежде, возмездием. В притчеобразной форме Рабле говорил что хотел, хотя и подвергал свою жизнь опасности.

«Вы и я… мы в большей мере заслуживаем снисхождения, нежели орава фарисеев, ханжей, притворщиков, лицемеров, святош — пьяных рож, тайных бабников, похабников, а равно и представителей всех прочих сект, надевающих на себя всевозможные личины, чтобы обманывать людей. Уверяя народ, что они все только, мол, созерцают да молятся, постятся да умерщвляют плоть, а ежели что и вкушают, так единственно для того, чтобы поддержать бренный свой состав, — на самом деле они бог знает как обжираются, Et Curios simulant, sed bacchanalia vivunt. Все это крупными и четкими буквами написано на их красных мордах и толстенных брюхах, как бы они там не окуривались серой. Умственные же их занятия состоят лишь из чтения пантагрюэлисти-ческих книг, однако читают они их не столько для того, чтобы весело провести время, сколько для того, чтобы кому-нибудь напакостить исподтишка; все они — вертишейки, подслушейки, подглядуны, бл…ны, бесопос-лушники, сиречь наушники, вот она их ученость».

Идеи, высказанные Рабле, есть одно из наиболее ярких проявлений происшедших в средневековой идеологии перемен; показатель того, что произошел коренной перелом в духовной жизни европейских народов. Духовная диктатура римской церкви была сломлена вследствие ослабления экономического могущества этой церкви и успеха Реформации, повлекшего за собой выход половины Европы из подчинения папскому престолу.

Категория: Новости
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии к данной записи закрыты.

Такое вот кино в наших новостях