Ее религиозность

Ее религиозность проникает в самые недра ее деловой, экономической жизни. В немецких купеческих книгах читаем: «Неправое добро не идет на пользу, тогда как добро благочестивого и справедливого человека пускает корни, приносит с собою божье благословение и переходит на детей и внуков… Прибыль — это благословение божье». Но всем этим наставлениям во все времена и у всех народов противостояла реальная жизнь, в которой они далеко не всегда соблюдались.

Люди все более крепнущего нового общества столь же раздвоены, как и оно само: «Отношение практичного и насмешливого средневекового горожанина к ловкости и личным способностям, которые торжествуют над силой и сословными преимуществами, — двойственное: смесь явного восхищения с недоверием к аморальной личности… порождаемой распадом сословного общества и патриархальной морали. Недаром главным героем (сатирической литературы того времени. —Л.П.) являлся хитрый и зловредный лис Ренар — синтетический для эпохи художественный образ».

Основные черты «мещанства» XV—XVII веков: хозяйственность и деловая мораль, а кроме того, по утверждению В. Зомбарта, — «счетный дух» и «дух экономии». В упрочившемся капиталистическом обществе эти два «духа» «перестали быть качествами живых людей и сделались вместо этого объективными принципами ведения хозяйства». Но можно сказать иначе: эти духи из святых покровителей и ангелов-хранителей превратились в наших демонов и бесов, угрожающих самому существованию современного общества.

Категория: Новости
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии к данной записи закрыты.

Такое вот кино в наших новостях